НИКОЛЬСКИЙ место И ЕГО ЖИТЕЛИ
[Печатается по: Потанин Г. Н. Никольский место и его жители // Древняя и новая Россия. 1876. Т. 3. С. 136-169].
Г. Н. Потанин
глава IV
Другая характер экономического союза, артель, и в большом ходу в Никольском уезде. Строят ли крестьяне барки, выжигают ли известь, варят ли пиво, строят ли качели, убирают ли пища либо горох, строят ли избу, повсюду – стадо или же помочь.
Постоянных артелей в уезде, впрочем, нет: из временных замечательны артели барочников, то снедать плотничные артели, занимающиеся постройкой барок на хлебной пристани в городе Никольске. Барки строят для сплава в Архангельск хлеба, кто доставляется гужем из Яранского и Котельнического уездов Вятской губернии и частью по р. Вохме; наипаче сюда соглашаться овес, которого ежегодно сплавляется из Никольска более 200000 пудов. Ежегодно для сплава этого питание строится на берегу Юга, около самого города, от 30 до 55 барок.
Никольская убежище вызывает организации трех сортов артелей: 1 – артелей барочников; 2 – артелей двинских пильщиков и 3 – артелей сплавных. Барочники составляют артели по 8, по 10 человек, они составляются из крестьян ближайших к городу деревень. Артели составляются из жителей разнообразных деревень, даже родные братья попадают в разные артели. Барка требует на постройку 60 дней, и по окончании постройки стадо рассыпается. 1 из артельщиков называется подрядчиком либо плотником; он ведет счеты с купцом, хозяином барки, и руководит работами. Барочники заподряжаются осенью, при сдаче податей зa вторую половину года; отсутствие заставляет их обещать зa такую дешевую цену, что из платы, которую они получают, им не остается едва не никакого барыша. кроме весной, по спуске барок и отплытии их, хлебные торговцы выдают будущий подрядчику либо плотнику рублей семь «кокорных»; осенью, до сдачей податей, он получает залог по 10 рублей на человека либо 80 рублей на всю барку и, ссужая этими деньгами крестьян, организует из них около себя будущую артель. зa постройку барки из хозяйского леса берут 130, 125 или же 120 рублей да, помимо того, полпуда трески и 1 пуд соли. зa постройку влажный барки, то питаться из своего леса, берут 230 или же 240 рублей серебром. при подряде выговаривают «приятных» денег 3 рубля, а если не выговаривают денег, то просят во время постройки на водку.
Рабочая вознаграждение получается барочниками по частям три раза: во-первых, осенью – задаток, во-вторых, в Благовещение, которое здесь называется бабьим праздником, в сей число к барочникам приходят в посёлок их жены и барочники должны, по обычаю, поить их водкой; в-третьих, при спуске барки, да называемое «спускное». общество нанимает в городе квартиру, то употреблять помещается в одной избе с хозяином-мещанином; платят зa это 7 рублей, при этом покупают чугуны и чашки, да что зa все зa это сходит с человека по 1 рублю. Харчь, опричь трески и соли, – свой; крупу, гороховую муку, галанку (брюкву) и лук приносят из дома по понедельникам (каждую субботу барочники расходятся по деревням и возвращаются только в день утром). Постное масло покупают на рынке. иной раз становится по две артели в одну избу, да что в избе длиной 6 аршин помещается около 25 взрослых человек. Берутся зa постройку барок большею частью человеки победнее или же большесемейные, около которых найдется бездельник часть в семействе; более состоятельные этим не занимаются, Но нанимаются около барочников возить дрова из сузема на р. Юг. По ценам, которые барочники платят конным мужикам, дозволено составить примерный плата стоимости вывозки леса на целую барку.
если прибавить к этому издержки на квартиру, масло, говядину и прочее, то общая сложность издержек дойдет до 150 руб., затем, если принять высокую цену, получаемую барочниками зa постройку влажный барки, в 240 рублей, то из рабочей платы останется для дележа только 90 руб., при разделе этого остатка на 8 артельщиков, каждому достанется не более 11 руб. 25 коп. зa 60 дней работы, либо по 18 коп. в день. если принять при этом в расчет, что барочники харчуются наполовину на мой счет, то снедать из дома носят хлеб, крупу и проч., то из этих 18 коп. паки придется исполнять вычет, да что в действительности работник число барочника оплачивается не более как в 10 коп. выше- плата кроме умеренный. Сами барочники оценивают круглым числом полу часть вывозки (весь вывоз барки состоит из 4 паев – следовательно, на одного человека в артели падает полпая) в 24 руб., а вывозку целой барки – в 192 руб.; при этом расчете дневной работа барочника обойдется только в 6 коп. Таким образом, работа барочника приблизительно даровой. Разумеется, это не заметно на практике, потому что не В любое время случается, что бы барочнику довелось вывозить деревня лес, пакет его или же вывозит он сам, либо она уже вывезена самим судохозяином; в этом случае крестьянин всё получает деньги, если же случится, что для вывозки только леса барочник бывает вынужден нанять другого человека, то такие не только безделица не получают, Но снова остаются должны 2 или же 3 рубля подрядчику. Только обязанность пользоваться деньги монета ко дню Козьмы и Демьяна (1-го ноября) для уплаты податей, совершенное лишение других зимних занятий, расчет, чтоб лошадям дать зимой какую-нибудь работу, и наконец, жажда полакомиться более вкусною пищей с треской и постным маслом и кое-где владеть водку принуждают крестьянина обещать зa постройку барки.
Спуск барки – событие в жизни артели, а спуск барок – весь событие для целого города. действие спуска состоит из двух фаз; прежде под барку подводят рычаги, а после вырубают подпорки, на которых она находилась до сих пор. В простор между предметами посреди этими двумя фазами, прежде, чем начинают вырубать подпорки, совершается религиозная церемония. прежде судохозяин угощает общество водкой, после как барочники, да и 60 прислуга уже нанятых бурлаков, которые составят после экипаж барки, садятся на землю; проходит не мало минут в молчании, как это бывает на проводинах; кроме встают, снимают шапки и молятся; опосля тово как общество барочников с топорами в руках уходит под барку, «плотник» указывает, где рубить, и заботится, что бы роща редел равномерно; последние три кола вырубаются самыми опытными рабочими; это – роковая минута, и народ, окружающий барку, бессознательно утихает. Раздается треск, барка накренивается, закрывает от око зрителей на минуту рабочих и катится в воду по подложенным для тово бревнам. Рабочие эти становятся героями дня. Плотник получает зa спуск барки десять рублей «попечительных», а те трое, которые подрубали последние колья, – по 25 коп. или же по 50 коп. «подложных». зачастую торжественность этой картины увеличивается выстрелом из маленькой пушки с барки.
ликвидация праздника имеет, однако, качество более комический; спустив барку, торговец приглашает почетнейших из зрителей с исправником во главе в доходный амбар, тогда же на берегу, где приготовлена закуска; в то время, как гости угощаются, до окнами амбара песенники поют песни. Часа сквозь пара вся индустрия возвращается в посёлок с раскрасневшимися лицами, немного покачиваясь и непременно поддерживая градоначальника.
Артели двинских пильщиков приходят в Никольск с Двины, рабочая цена около них – 30 коп. зa рез, да что сам-друг пильщика зарабатывают от рубля до 1 руб. 20 коп. в день.
Артели сплавные, то лакомиться бурлаки, разделяются на «коренных» и «присаду». Коренные, не так называемые «проходными», это те, которые пойдут от Никольска вплоть до Архангельска; присада нанимается только до Устюга, потому что сплав до этого города опасен по мелководью и излучистому течению реки Юг. Коренные организуются десятками в своих деревнях; родные братья встречаются в разнообразных артелях, да что попадают не только на разные барки, Но и к разным купцам; большая часть проходных с Двины, начиная от Устюга, приходят сюда артели даже из Тулгаса и Николы Шилинского (последнее селение зa 100 верст ниже Нижней Тоймы, в 400 верстах от Устюга). Они идут до Никольска пешком, питаясь хлебом и делая утомительные переходы; пара эти условия вызывают около них недуг – куриную слепоту, которой они зачастую страдают в это время, в то время как на местных жителей эта страдание не распространяется. Сплавной получает по 16 руб., но, впрочем, только «лоньшак», то теснить такой, что ходил на барках тово же купца в прошлом году. Не лоньшаки получают по 10 и даже по 8 рублей. выключая того, владелец дает на каждого человека по 2 пуда муки на всю путину, из них стадо 15 пудов перепекает на хлеб, а пудов 5 продает мимоходом в виде муки. На барку ставится до Устюга 60 лицо (коренные и присада), а ниже – 35, 40 особа (одни коренные); десятки на барке не соединяются в одну общую общество – отдельный десяток ведет свое обстановка отдельно. Присада садится на барки бес ряды. Они не составляют артелей; в Устюге торговец расплачивается с присадой по произволу, самовольно оценивая услугу каждого – кому дает и больше, кому – меньше. Платят большею частью по 5, по 6 рублей, подчас по 10 рублей, а 1 Никольский торговец платит даже по 1 руб. 50 коп. и ни во веки веков больше 3 руб. за вычетом того, присада получает пища и лучший от хозяина и одинаковый бес положения – сколь отпустят; по-этому они редко стараются украсть, возьмут на день, истинно вторично опять идут получать, словно не брали. Присада – это ближайшие к городу крестьяне, язык большею частью бедный; некоторый из них идут только за того, что бы пища получать. Для квартиры они большею частью нанимают около мещан бани, между тем как коренные помещаются в избах. От хозяев присада не требует никакой посуды, потому что едят зa все время сплава только заработок с водой и по-этому платят только зa квартиру по 1 коп. или же по 11/2 коп. зa ночь, тут-то как коренные платят по 35 коп. с человека «доотстою», то кушать зa все время, что простоят. Считая по 30 персона присады на 40 барок, только собирается сюда этих бедных людей 1200 человек. за вычетом присады, на барки садятся в Никольске двинские нищие, которые в половине зимы группами проходят пропускать города в плодородную Вохму и Вятскую губернию, а весной едины к Никольской пристани. Их берут на барки даром.
Описывая обрез и стараясь представить полную, всестороннюю картину его жизни, В любое время следовало бы не пропускать из виду тот порода людей, что дозволено назвать интеллигенцией края. едва не всякая округ Русского государства – Малороссия, Дон, Сибирь, Поволжье, даже малый закоренелый Яик – может указать на группу людей, занимающихся историей и статистикой края не из мещанский любознательности, а в видах изучения местных нужд и улучшения народного быта.
знание с такими людьми непременно для путешественника; он не только получит от них уму помрачение сведений о крае, Но и в них самих найдет причина для характеристики местного населения, потому что человеки эти В любое время отражают на себе явные и тайные стремления, достоинства и недостатки среды, в которой живут и интересам которой служат. К сожалению, для нашего Севера еще раз не народилось такой группы людей. хоть г. Мордовцев в одной из своих статей о провинциальной печати и сгруппировал не мало имен, считая их зa северную фракцию наших провинциальных писателей, Но все эти имена принадлежат людям, неумышленно занесенным в край; другие «радетели севера» хотя бы и пекутся о нем, по мере своего разумения, Но живут не на местах. Итак, остается только желать, чтоб такие человеки поскорее явились в самом крае. Правда, и я видал там людей, которые любят мой борт и желают ему счастья: то торговец встретится, читающий всякую статью о своем крае и даже иногда пописывающий; то ментор в уездном городке, хлопочущий об устройстве там школ, библиотек и проч., Но все эти человеки рассыпаны по краю и доброжелатель друга не знают, нет такого общего пункта, на котором они соединились бы в одну дружную группу. по-этому невозможно не пожелать, чтоб кто-нибудь предпринял периодическое издание для нашего северо-востока, на почве которого все эти глохнущие в безвестности и в бездействии силы могли бы соединиться и выделывать полезного для общества умственного двигателя.