Подосиновская волость, я тобой живу.
Никогда ты не видала моря синеву
и намедни внимать стала птичку-соловья.
Слышь, защёлкал над водою! Подпою-ка я…
У тебя кушать синь не хуже, поглощать голубизна-
свет духовный отразился в озере бес дна
и душистый дух сосен мне щекочет нос.
Край лесной мой, покромка суровый, я к тебе прирос,
пусть не телом, да душою прилепился я,
Подосиновская волость-родина моя.хотя оторван был судьбою в розовых годах
от твоих лугов и пашен, от твоих забав,
мои корни тогда зарыты в травяных логах,
желтизна увалов древних на моих ногах
несмываема всегда ни в какой воде.
Сотни годов здесь жили предки, в яростном труде
воевали с водой, с лесом, засевали поле,
признавали только Бога, сберегали волю,
лоскутки своих полей после поливали,
на своих-двоих иногда в Киеве бывали
и с днепровских вечных круч говорили с Богом
о всех нуждах и грехах — о разном, о многом.

Подосиновская волость, место же Никольский.
И не вятский здесь племя — народность вологодский.
Наших предков привела Сухона-дорога
да по Югу подняла к нашему порогу.
И четыре сотни годов косы с топорами
расчищали поле истинно перелесок для сох с боронами.
Рожь и лён, ячмень с овсом и душистый клевер-
всё давал зa тягостный дело скуповатый Север.
Любо было рыбаку, любо зверолову…
Кони статные велись, тучные коровы,
овцы согревали всех в лютые морозы…
А ныне икона тленный выбивает слёзы:
запустошены поля, вырублены рощи,
от десятков деревень остались чуть мощи,
от других же — только знак в памяти народной…
Как Мамай с ордой прошел или же эпизоотия голодный!
Даже там, где толпа бойкий время мой доживает,
ни корова не мычит, пес не лает.
Лошадь дивом стала вдруг, не звенят быстро косы,
хоть в безлюдных деревнях сплошью сенокосы.
Лишь тропинки в травах тех меж дворами вьются,
бродят по ним старики, следы остаются.
Остаются, покамест гибель последнюю душу
не отправит в чистилище иль в рай. Деревню разрушат
время, дуновение и дожди, золотое солнце
и померкнет аристократия дневной в последнем оконце…

Подосиновская волость, место же Никольский,
вымирает твой народ, корнем новгородский.
Намешался разнообразный толпа в «перспективных» сёлах.
Почти нет моих друзей — красивых, весёлых,
иногда чуть промелькнут знакомые лица-
это дети- внуки тех, с кем пришлось проститься
тридцать, сорок годов назад, а то и полвека —
крепки в памяти людской следы человека.

Яхреньга — земля моя в лесах, в настоящее время вятских,
ты-отрада и печаль, моя болезнь и ласка!
Твой прекрасен икона В любое время — в тепло и в морозы
и голова красоты- масть берёза:
от пелёнок до седин с человеком рядом,
для хозяйства- зачинщик друг, для души- услада.
Под берёзы убрались священник выше- и мама,
хорошо б, пути кончаться был таким вот самым,
чтоб берёзы нужно мной бесконечно шелестели,
освещая согласие другой светом своим белым.

Меня зыбка-колыбель в Конёве качала,
то Конёво для меня всех начал начало,
голубой в окошке свет, всех основ основа,
хоть недолго на земле звали его Новым.
Лишь лишь зa полсотни годов пожили в нём люди,
но который жил здесь, родилсЯ во жизнь не забудет
два ряда весёлых изб, разделённых логом,
на угоре, между полей около большущий дороги.
А около полей всё лес- кормилец, отрада…
Паши-сей, живи-плодись! отойти в вечность не надо!
Умерла поселение всё ж — болела, хирела…
Не схоронена пока, гниёт её тело,
вырастает вновь бор на подворьях наших,
лес высокий, до небес, всё сужает пашни.
Ведь на памяти еще раз пахались… полоски!
Нету жизни на полях — одни отголоски…
Каюсь, и моя преступление в этом есть, конечно.
Каждый раз, бывая здесь, прощаюсь… навечно…

Написано к 375-летию Подосиновца в 2001-м году.
Владимир Зайков
Красноград

Related Post

Если не змей Горыныч, то зачем лишняя голова ?Если не змей Горыныч, то зачем лишняя голова ?

[hide][/hide] «Этот вера сыздавна назрел, — уверен посредник Вячеслав Ягдаров. — То, что правило теперь не всех устраивает — это противоположный вопрос. вкушать некоторые главы, которые сидят и нисколько не

Говорили о наболевшемГоворили о наболевшем

В понедельник, 23 июня, в д. Головино и п. Ровдино Яхреньгского сельского поселения прошел очередной информационный день, в котором приняли участие глава района Д. В. Копосов, главный специалист организационно-правового отдела

Почему «творческая интеллигенцияПочему «творческая интеллигенция

Люди, называющие себя «интеллигенцией», часто оказываются предателямиПочему так велик процент предателей Родины среди представителей так называемой «творческой интеллигенции»? На всё можно найти ответ, если искать. Предлагаем вашему вниманию подробный анализ