Священник отвечает на вопросы РП о главном православном празднике
Наступает Пасха — день Воскресения Христа, суть христианское торжество. В сей сутки завершится славный Пост, в храмах пройдут крестные ходы и праздничные службы, которые продлятся всю следующую неделю — Светлую Седмицу.
Слово «Пасха» в переводе с греческого означает «избавление». как сказал в одном из пасхальных приветствий духовенство Кирилл, сей праздничный день «являет нам достоинство подвига Спасителя, освободившего нас от смерти и разрушившего кандалы греха, какой отделяет человека от Бога».
По просьбе РП, настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Федор Бородин рассказал, с каким настроением нуждаться встречаться Пасху, как объяснить авторитет праздника детям, что делать, если не получается начинать на службу и почему богатство куличей может начинать во изъян духовному.
Быть милосердным
— священник Федор, наступает Пасха, и вопрос, какой задают себе некоторый человеки из числа тех, который только входит в общежитие церкви, как обманывать сей число благочестиво? как прожить его в соответствии с традицией?
— Здесь непроходимо гордо указать, что самой Пасхе предшествует долговременный подготовительный промежуток — важный Пост. Это время особых богослужений, более не повторяющихся во время годичного цикла. И Пасха, все ее победа и радость, раскрываются намного глубже для тех, который к ней готовился — постился, ходил в храм, преимущественно в деньки Страстной Седмицы.
Сегодня огромное контингент христиан игнорируют богослужения и приходят в моленная только для того, что бы освятить куличи, и это большая убыток заранее только для них самих. Колоссальная потеря, потому что нет в году более радостной здание чем Пасхальная. И люди, которые лишают себя этого, просто теряют те дары, что хочет дать Господь.
Можно не освящать куличи, это только лишь только вторичный видный обряд. Важнее подготовить душу, попадать с Христом в его страдании и воскресении. первый род для этого — посетить богослужение: если не ночное пасхальное, то одно из тех, что происходят в ход следующей недели, называемой Светлой Седмицей.
— В дореволюционной литературе Пасха едва не В любое время упоминается как день, Кагда человеки проявляли исключительные милосердие и доброту. Было принято наделять обильную милостыню, подавать страждущих, жаловать больных в приютах.
— Действительно, русской традицией в сей число было принято выделывать добрые дела и милосердие. Мы просим Бога о помиловании, и можем соображать на Его благоволение только в одном случае, Кагда подобная благодеяние живет и в нашем сердце, Кагда устройство нашей души родственно тому, что было в душе Христа. В сей день, нужно, по возможности, рождать другим людям как дозволительно больше радости и счастья.
Хорошей традицией была и поддержка в уборке храма заранее Пасхального торжества. Начиная с Великого понедельника и на протяжении всей Страстной Седмицы человеки всем вместе наводили способ в церквях, готовили их к празднику.
— С каким настроением надо соответствовать к Пасхе?
— Православная традиция духовной жизни вместе рекомендует чрезвычайно осторожный вертеться с настроениями. если вы посмотрите на православные иконы, то, зa редкими исключениями, вы не найдете там эмоций.
Считается, что положение эмоциональная, чувственная, может обмануть человека, ввести его в экзальтацию и заменить собою настоящую духовную жизнь. Все это глубоко чуждо православию. если персона ходит в храм, читает Евангелие, то в душа он почувствует то есть то, что нужно. А богослужения как раз помогают доставать сей резонный мысленный настрой — поэзию высшей красоты, Но трезвую и всецело не слезливую.
— Что дозволительно понимать в храме на Пасхальной неделе? Чем эти богослужения отличаются от других?
— Эти богослужения удивительно красивы. В храмах действительно нисколько не читается, все только поется с особой торжественностью и силой. На Светлой Седмице некоторый ходят в молельня ежедневно: просто, что бы продлить это сословие радости, которое дает в эти деньки храм.
Традиции истинные и ложные
— Что вы скажете о традиции наведываться кладбища и поминать усопших на Пасху?
— Эта традиция не имеет ничто общего с православными канонами. Для поминовения усопших потреблять день Радоница, какой в этом году попадает на 21 апреля, и вкушать избыток других дней.
Я ни в коем случае не призываю упускать из памяти об умерших, Но на Пасху поход на кладбище неуместен. Поминовения усопших в сей погода нет ни в богослужениях, ни в обрядах. Мы вспоминаем Воскресение Христово, предчувствуем его, а поход на кладбище смещает акценты Пасхального торжества, уводит его в другую сторону.
Традиция посещений кладбищ на Пасху стала формироваться опосля Великой Отечественной войны, Кагда было огромное наличность умерших. начальник всеми силами поддерживали ее, чуть бы отвлечь народность от посещения храмов. Давали автобусы специальные. По телевизору то есть в Пасхальную ночь шла популярнейшая и редчайшая передача «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады»: по телевизору показывали исполнителей, которых общий нигде больше в Советском Союзе невозможно было увидеть.
Это была намеренная стратегия — отвлечь почтение людей от церковной традиции. И сейчас, Кагда мы видим массовые паломничества на кладбища, мы можем говорить, что стратегия эта увенчалась успехом. что бы превозмочь ее, надо как дозволительно больше и громче утверждать об истинном смысле Пасхальных торжеств.
— надо ли извещать о Пасхе и предшествующих ей событиях детям? как исполнять сей сказка доступным?
— повествовать не мешает непременно — рассказывать, произносить Евангелие, пояснять. Не непременно даже приходить к детской Библии, дозволено брать самостоятельный текст любого евангелиста и декламировать его ребенку.
И дети, и подростки чувствуют евангельскую историю удивительно глубоко. Я преподавал основы православной культуры в обычной светской школе, между обычных, далеких от церкви детей. Тем на курсе было много, но, Кагда нужда касалось пересказа тех мест Евангелия, где стиль шла о предательстве Иуды, о Гефсиманской молитве, о суде над Христом и Его распятии, в классе В любое время была полная тишина.
Ребенок непременно начнет задавать трудные вопросы: «А почему изменник предал Христа?» либо «А если Христос — Бог, то почему он умер?». Эти вопросы непроходимо важны, они означают, что дитя обдумывает услышанное, пытается его осмыслить. зa ответами дозволительно направляться к священнику либо к преподавателю Воскресной Школы — для кого-то это довольно отправной точкой в пробуждении веры.
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Выход из поста
— Откуда пошла традиция на Пасху украшать яйца, приготовлять куличи и творожную снедь?
— вкушать красивое церковное предание: Кагда Мария Магдалина пришла к римскому императору и проповедовала ему о воскресшем Христе. правитель усомнился в правдивости ее рассказа и сказал, что это не может лежать правдой, как не может куриное яйцо, лежащее в корзине, останавливаться красным. И тогда, по молитвам Марии, яйцо, на глазах императора, приобрело коричневый цвет.
Традиция печь куличи, которые в прошлом были церковной обрядовой едой, украшать яйца — все это дозволительно объяснить ныне простым желанием украсить мой пища опосля Поста, исполнять первую трапезу более праздничной и сосредоточиться в ней на скоромной еде: той, от которой пришлось воздерживаться. Людям общий свойственно это алчность — все украшать.
— дозволительно дать некоторый внушение людям по выходу из поста? Не секрет, что многие, завершив воздержание, дословно набрасываются на еду?
— надо существовать сдержанным, и помнить, что область Божие — это не пища и питье. Обжорство исходит из духовного непонимания того, что вероятно табель Пасхи. Но дозволительно говорить так: чем глубже прислуга будит опускаться в церковную жизнь, чем больше будит являться ему завещание радость, тем меньше будит представлять собою веселье вещественная — в том числе и в виде еды.
Пример новомучеников
— как быть, если индивид не может посетить пасхальную службу — если он в немощи либо около него маленькие дети?
— теперь появилась мочь принимать участие в процессе удаленно — после молитва по телевизору. И хотя, конечно, это не заменяет наличность в храме, Но является подспорьем и утешением.
Интересно будит вспомнить армия новомучеников Православной Церкви. Эти святые могли десятками годов быть в тюрьме, весь оторванные от церковной жизни. Причем, между них были епископы, духовенство высшего звена — люди, которые до тюрьмы были на богослужениях ежедневно, совершенно дышали ими. И вот они лишены только — не только причастия, Но даже вида иконы и горящей предварительно ней лампады. Они живут в бараке, где правят уголовники, и где стоит матерщина. Что делали эти человеки Они творили молитву про себя, если было возможно, читали Евангелие, и даже в тюрьме Христос пребывал с ними. Те из них, кому повезло сызнова понимать свободу, моментально же вторично вливались в богослужебную жизнь.
То же дозволено посоветовать и тем людям, которые ныне не могут продавать на Пасху в храм. Почитайте тексты Писания, помолитесь. если это не банальная инерция и вы впрямь не можете ходить — это не грех, любимец не довольно за этого дальше от вас.
[hide]источник[/hide]