Лег на вторую полку, устроился поудобнее, открыл бутылку «Ессентуков». Вдруг слышу:
– Вы сейчас на меня пиво прольете!
Я высунулся из укрытия: подо мной ехала дама лет пятидесяти, строго выглаженная, с осанкой. От нее благоухало двумя-тремя высшими образованиями.
– Извините, — я не удержался. — Если вы все наперед знаете, не подскажете, как «Зенит» с «Уралом» завтра сыграют?
Дама тяжело вздохнула и уткнулась в книгу «Сборник крылатых латинских выражений».
– Хам, — сказала она, не поднимая взора. — Если вы на меня что-нибудь прольете, я напишу на вас заявление в полицию.
– Дура, — снова не сдержался я. — Дура лэкс, сэд лэкс*.
Через пару часов мы помирились. Дама оказалась приятной собеседницей. Рассказала, что работает библиотекарем, едет к матери.
– Но вот с чего вы решили, что я на вас пиво пролью? – поинтересовался я.
– Потому что такое случается!
– Часто?
– Со мной — один раз, еще в юности. Но какая разница? До сих пор неприятно.
Я хотел спросить, при каких условиях дама готова будет простить человечество в лице неаккуратного любителя пива, но тут пришла проводница: пропало два подстаканника. «У вас, женщина, лицо интеллигентное, — говорила она моей собеседнице, — такие обычно и воруют. А вам, — обращалась она ко мне, — сам бог велел показать мне сумку, а не то из поезда не выпущу». Подстаканники нашлись в купе у проводницы: обсчиталась.
Библиотекарь покидала вагон со словами: господи, когда это все закончится, ад, ад… С этими же словами на вокзале меня встречал друг Леша: за полчаса он трижды предъявлял документы разным правоохранителям. В машине я ему пересказал вагонные споры.
– Козел драный! Прости, это не тебе, — отвечал друг Леша. — Вон, мужик на девятке не в свой ряд лезет… Что касается библиотекарши, то… Курица, права купила, ездить научись, обезьяна! Так вот, просто есть такой тип людей… Ты видел, какой «лексус» прошел? Рожа у водилы — бандос, наверное… Такой тип людей, говорю, которые считают, что все вокруг пытаются их обмануть, кинуть, ограбить, заманить в секту… Смотри, где гайцы затаились, козлы… Короче, все пытаются их обмануть, и вообще — человек человеку заведомо волк… Вот скотина, в объезд по обочине пошел, пусть постоит теперь! Трудно убедить их, что есть в мире хорошие люди. И ничего тут не поделаешь. Ну ты же слышал про Петиного дедушку.
Петя — наш однокурсник. Его дедушке Илье Владимировичу под восемьдесят. Бодрый старик: грибы, рыбалка, домсовет. Очень не любит проявлений беспорядка и несправедливости. На днях выглянул он в окно, а там, как назло, какой-то хам поставил машину прямо у подъезда, дверь припер — ни войти, ни выйти. Время идет, машина стоит, дедушка сердится: совести у людей нет.
В сердцах Илья Владимирович наливает в полиэтиленовый пакет воды, завязывает, высовывается в окно… С четвертого этажа пакет громко плюхается на крышу автомобиля. Никакой реакции. Как в сказке, трижды бросал дедушка пакеты. В конце концов позвонил в ГИБДД. «Да, мы в курсе, — ответили в автоинспекции. — Там мужчина в аварию попал, тормоза отказали. Ждет инспектора».
– Вечная, вечная война, — вздохнул Леша. — И ведь можно было спуститься к машине и спокойно все выяснить. Но зачем? И так ясно: кругом враги. Презумпция виновности. Ад, ад.
Комментарий:
Бред персекуторный (лат. реrsесutio — преследование) — группа форм бреда, протекающих с чувством страха, недоверия и подозрительности по отношению к окружающим. Нередко «преследуемый» становится преследователем. К бреду персекуторному относят бред преследования (в собственном, более узком, смысле), отношения, значения, воздействия, отравления, ущерба.
В.М. Блейхер, И.В. Крук, «Толковый словарь психиатрических терминов»
«Ловушка проецирования заключается в том, что человек, находящийся в ловушке отрицания части себя (личность которого разделяется на «светлую» — принимаемую и осознаваемую сторону и «темную», непризнаваемую сторону), приписывает свои не признаваемые на сознательном уровне стремления и намерения другим людям, «проецируя» на них свою «темную» часть. В частности, человек, испытывающий искушение обмануть, но на сознательном уровне считающий обман недостойным делом, будет приписывать свое желание обмануть другим людям и станет подозревать, что его обманывают».
А. Медведев, И. Медведева, «70 основных психологических ловушек и способы избежать их»