На фоне серьезно ухудшившихся отношений России с Западом, политической и экономической изоляции нашей страны всё большее значение приобретают связи со странами Азии и Латинской Америки. Разворот Москвы в сторону растущих азиатских гигантов, стремящихся к большему равноправию в международных отношениях, подкрепляет политический вес России и открывает новые торгово-экономические возможности. Этой весной Москва взяла в свои руки председательство в БРИКС — влиятельном политическом клубе, объединяющем Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку, — и вскоре примет у себя саммит этого объединения. Он состоится в Уфе 810 июля, параллельно с другим крупным политическим мероприятием — встречей представителей стран — членов ШОС. Москва связывает большие надежды с предстоящим саммитом и с годом председательства в БРИКС, планируя политически консолидировать участников объединения и поспособствовать укреплению его экономического фундамента. Однако российское руководство поджидают трудности на этом пути: объединение достаточно аморфно, а интересы стран — участниц клуба далеко не всегда совпадают.
В преддверии приближающегося саммита БРИКС в Уфе, который вполне может стать одним из самых продуктивных в истории объединения, руководство России значительно усилило свою политико-дипломатическую активность. За последние две недели состоялась целая серия значимых мероприятий, посвященных подготовке к предстоящему саммиту. В течение двух дней, 2223 мая в Москве проходил седьмой Академический форум БРИКС, участники которого — ведущие эксперты из стран объединения — выработали среднесрочную стратегию развития БРИКС. Спустя три дня, 26 мая, Владимир Путин и Николай Патрушев приняли участие во встрече с высокими представителями по безопасности государств — участников политического клуба. Наконец, 8 июня состоится первый Межпарламентский форум БРИКС, на который впервые приедут представители всех палат парламентов государств объединения. Кульминацией событий станет саммит в Уфе, на который Москва возлагает особые надежды.
Эстафета председательства во влиятельном политическом клубе перешла к России от Бразилии. Объединив усилия с другими участниками объединения, бразильское руководство немало сделало для развития БРИКС в годы своего председательства. Основными результатами стали: заложенный фундамент финансово-экономической самостоятельности объединения, углубление торгово-экономических связей между пятью странами, а также сближение политических позиций по наиболее важным международным проблемам. В июле 2014 года на VI саммите БРИКС в Форталезе государства-участники учредили общий банк объединения. «Новый банк развития» (НБР) поставил своей целью мобилизацию ресурсов для «финансирования проектов в области совершенствования инфраструктуры и устойчивого развития в странах объединения и других развивающихся государствах». Для оказания финансовой поддержки странам-участницам в случае краткосрочных проблем с ликвидностью стороны учредили пул условных валютных резервов. Главным финансовым донором для пула стал Китай, внесший 41 млрд долл. из 100 млрд общих резервов, предназначенных для пула. Были подписаны и десятки других соглашений, среди которых — соглашение о сотрудничестве в сфере инноваций, заключенное между банками развития стран БРИКС. Также стороны согласовали свои позиции по Сирии, Ираку, Украине, палестинской проблеме, конфликтам на Африканском континенте, заявив о приверженности их решению на основе диалога, соблюдения Устава ООН и норм международного права.
Однако Дилма Руссефф (президент Бразилии — А.В.) и ее команда не смогли в полной мере сосредоточиться на развитии клуба пяти стран, так как председательство Бразилии в БРИКС совпало с чередой президентских и парламентских выборов, а также с непростой социальной обстановкой накануне и после проходившего в стране чемпионата мира по футболу-2014. «Многие мероприятия, которые должны были проводиться, были отложены, для того чтобы впоследствии Россия смогла в период своего председательства их осуществить. И то количество мероприятий и встреч, которое планирует провести Россия в рамках своего председательства в группе, конечно же, поражает своим размахом», — поделился своим мнением посол Бразилии в Российской Федерации Антонио Жозе Валлим Геррейро.
Предвосхищая свое председательство в объединении, Москва значительно нарастила активность в рамках БРИКС еще год назад. Этому в значительной степени поспособствовало и начавшееся весной прошлого года ухудшение отношений с Западом, подтолкнувшее Россию к политическому и экономическому сближению с развивающимися странами. На саммите в Форталезе Россия предложила к рассмотрению два ключевых документа: проект Стратегии многостороннего экономического сотрудничества в рамках БРИКС и «Дорожную карту инвестиционного сотрудничества», которая включила в себя 37 конкретных проектов в различных областях. Одним из знаковых предложений Москвы в рамках дорожной карты стала идея учредить Энергетическую ассоциацию БРИКС, создать на её основе Резервный банк топлива и Институт энергетической политики с целью укрепления энергетической безопасности и кооперации между государствами БРИКС. Высока вероятность того, что эти предложения получат свое развитие уже в этом году, в рамках российского председательства в БРИКС и вскоре будут озвучены на Уфимском саммите.
Что касается целей российского председательства в БРИКС в этом году, то они весьма масштабны, обширны и амбициозны. Во-первых, важнейшей, сквозной задачей своего председательства Москва видит постепенную институционализацию объединения. На слуху слова, сказанные несколько лет назад депутатом Европарламента от Великобритании о том, что БРИКС — это вовсе не реальное объединение, а лишь «состояние умов». В этой фразе есть определенная доля истины. БРИКС является политическим клубом пяти государств, решения в котором принимаются на основе консенсуса и взаимного согласия. Москва, обладающая внушительным опытом международного лидерства, судя по всему, намерена изменить существующее положение вещей. Первыми шагами к институционализации, по мнению российской стороны, должны стать регулярные консультации лидеров БРИКС по важнейшим международным вопросам и кризисным ситуациям с целью выработки общей позиции, выступления «единым фронтом» во время работы международных политических и экономических форумов, коллективные встречи лидеров стран БРИКС с руководством международных и региональных организаций. Базисом для солидарной политики объединения должны стать общие подходы во внешней политике: соблюдение Устава ООН, невмешательство во внутренние дела других государств, стремление к большему равноправию в международных финансово-экономических отношениях.
Во-вторых, ключевым направлением председательства России в БРИКС является реализация соглашения об учреждении финансовых институтов — Банка развития и пула условных валютных резервов. Для этого Москва намерена приложить максимум своих усилий. По словам посла по особым поручениям МИД РФ Вадима Лукова, деятельность Банка развития БРИКС должна быть построена на коммерческой основе. «Это не касса взаимопомощи и не касса для выдачи грантов. Новый Банк развития будет построен на коммерческих принципах», — подчеркнул посол. Соглашение о создании Банка развития вступит в силу после того, как его ратифицируют все государства — участники БРИКС. Ориентировочно это произойдет к концу года. Пока же номинированные странами-участницами кандидаты в высший менеджмент банка (пять человек, по одному от каждой страны) будут заниматься запуском его деятельности и подготовкой необходимых нормативных документов. Помимо реализации идеи Банка развития и пула валютных резервов, Москва будет предлагать членам объединения максимально скоординировать позиции экономик государств БРИКС в период председательства Турции и Китая в G20 (2015 и 2016 годы соответственно — А.В.), стремиться к проведению реформы МВФ и скорейшему завершению Дохийского раунда переговоров в рамках ВТО.
В-третьих, в период своего председательства российская сторона постарается уделить максимальное внимание укреплению внешнеэкономических связей со странами БРИКС. Особое место в этих проектах занимает инвестиционное сотрудничество. В значительной степени изолированная от западных финансовых потоков, Россия намеревается получить серьезные инвестиции в собственную инфраструктуру через Банк развития БРИКС, а также непосредственно через соглашения со странами — участницами объединения. В первую очередь это Китай. Сегодня в рамках новой экономической стратегии «Выхода за рубеж» китайские государст